Имеются противопоказания проконсультируйтесь со специалистом

Задержка речевого развития

Детский невролог (Рязань)

Заведующая областным детским неврологическим 
отделением больницы им. Н.А. Семашко,
врач высшей категории
Тел.: 76-54-77, 76-47-30

Имеются противопоказания проконсультируйтесь со специалистом
Размер текста:

Речевое развитие

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Большое значение имеет применение различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Очень важно раннее применение массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом, при этом чётко определив место и время массажа в режиме дня, например, перед кормлением.

Тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с непроблемными малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.

В тех случаях, когда у ребёнка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребёнку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы, развивающие игрушки. Также хорошо подобрать набор круп и макарон различной формы и величины — пусть ребёнок перебирает их пальчиками.
Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.

Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объём запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.

Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путём подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».
На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
- подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
- подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);
- распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;
- соотношение геометрических фигур с формой предметов.
Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребёнка. Необходимо чётко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».

Речевое развитие

Как научить ребенка говорить

Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.
В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.
Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более.
В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребёнка.


Если вам повезёт и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трёх с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тётей ребёнок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя.
Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длинный стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное — научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что серое животное, которое мяукает и мурлыкает, — кошка, а пасётся на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку есть, жевать, машина едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трёх ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счёт  существительных, а затем — глаголов и прилагательных: «Кто это? — Это мальчик», «Что он делает? — Мальчик играет»; «Что это? — Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».


Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).
Когда вы начнёте видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например — «Что Таня достаёт из волшебного сундучка? — Куклу, кубики, бусы». «На чём Таня будет перевозить свои игрушки? — На вертолетах — на вертолете; на машинах — на машине». «Чего нет у Тани? — Автобуса, лодок»).


Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счёт возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка — папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.


Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога — гора»).
Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.
Внимание, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем лучше будут результаты.
Дети с задержкой речевого развития должны посещать логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребёнком занимался логопед.



 
hriptovich 2:52 20.11.2013 новый комментарий
Галина Петровна, как можно попасть к Вам на приём с ребёнком?
admin 3:15 20.11.2013 новый комментарий
Здравтсвуйте. Вам нужно позвонить по телефону: 76-54-77 и записаться на приём.

Для того чтобы оставить отзывы или задать вопрос, вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо АВТОРИЗОВАТЬСЯ.

Детский невролог (Рязань)

Заведующая областным детским неврологическим 
отделением больницы им. Н.А. Семашко,
врач высшей категории
Тел.: 76-54-77, 76-47-30

Имеются противопоказания проконсультируйтесь со специалистом
Может быть интересно:

Преимущество www.medrzn.ru в том, что о заболеваниях, о том, как их избежать или лечить, рассказывают лучшие врачи, попасть на приём к которым есть возможность далеко не у каждого.

Кроме того, вы можете задавать вопросы специалистам и получать на них ответы.

Достоверная и своевременно полученная медицинская информация помогает сохранить здоровье и даже жизнь.