Имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом

Перинатальные поражения центральной нервной системы

Размер текста:
Перинатальные поражения центральной нервной системы

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.
К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.
Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родов.
Интранатальный период — это акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка.
Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды.
В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений. С учетом этого диагноз перинатального поражения головного мозга может ставиться только до конца периода новорожденности, после 1 месяца жизни ребенка невролог должен определить точный характер и степень поражения центральной нервной системы, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, обнаруженного у ребенка и определить тактику лечения. Либо снять подозрение на заболевание мозга.

Классификация
По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на:
- гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия);
- травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные;
- гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.
В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

Причины развития заболеваний
Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы
1. Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
2. Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
3. Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
4. Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
5. Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
6. Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
7. Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
8. Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период
К повреждающим факторам антенатального периода относят
1. внутриутробные инфекции
2. обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
3. интоксикации
4. действие различных видов излучения
5. генетическая обусловленность
Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еще не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.
Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз, хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.
В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период
К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:
1. длительный безводный период
2. отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция
3. родовой деятельности
4. недостаточное раскрытие родовых путей
5. стремительные роды
6. применение ручных родовспомогательных приемов
7. кесарево сечение
8. обвитие плода пуповиной
9. большая масса тела и размеры плода
Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.
Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют
• нейроинфекции
• травмы

Прогноз
У ребёнка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребёнка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжёлыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.
Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы и детей раннего возраста.
1. Полное выздоровление
2. Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
3. Минимальная мозговая дисфункция (синдром гиперактивности или дефицита внимания)
4. Невротические реакции
5. Церебрастенический (посттравматический) синдром
6. Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции
7. Эпилепсия
8. Гидроцефалия
9. Детский церебральный паралич
У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т.д.
Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.
Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а "набор" дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.
Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.
С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы
Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.
Зачастую у одного ребёнка встречаются сразу несколько видов перинатальных поражений центральной нервной системы. В связи с этим важно провести комплексное обследование ребёнка.
Дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы
УЗИ (в том числе сосудов)
ЭХО-ЭГ
Нейросонография (НСГ — метод эхографической визуализации головного мозга новорожденного и ребёнка до 1 года)
Допплерография
Электроэнцефалография
Электроэнцефалография - это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Методика позволяет правильно оценить состояние функциональной активности мозга, этапы активности головного мозга у детей первых лет жизни и дает информацию о наличии патологических изменений активности при различных заболеваниях центральной нервной системы.
Электроэнцефалографическое исследование во сне является наиболее адекватным методом оценки функционального состояния мозга детей в младенческом возрасте, поскольку дети грудного и раннего детского возраста большую часть времени проводят во сне, и, к тому же, при записи ЭЭГ во сне исключены артефакты мышечного напряжения, которые в состоянии бодрствования накладываются на активность мозга, искажая последнюю.
Необходимо добавить, что ЭЭГ бодрствования у новорожденных и детей раннего возраста недостаточно информативна. Однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга. Вызванные потенциалы
Видеомониторинг
Представляет собой простой и относительно недорогой метод диагностики, позволяющий оценить этапы формирования спонтанной двигательной активности ребенка с момента рождения с помощью анализа видеозаписей. Оценивается спонтанная двигательная активности ребенка, своевременность и характер смены типов двигательной активности.
Сочетание проведения ЭЭГ-мониторинга в состоянии бодрствования и естественного сна со снятием других физиологических показателей жизнедеятельности ребенка (ЭНМГ, ЭОГ и пр.) и видеомониторинга позволяет более точно дифференцировать характер состояний различного происхождения у детей раннего возраста.
Электронейромиография
Компьютерная томография (КТ)
Магнитно-резонанснаятомография (МРТ)
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)
Анализ крови (повышенная возбудимость может быть связана с нарушением обмена, недостатком или избытком некоторых микроэлементов)
Нужно выяснить гормональный статус — исследовать щитовидную железу.

Лечение последствий перинатального поражения центральной нервной системы
Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.
Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.
Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

Синдром внутричерепной гипертензии
Существенное значение в лечении повышенного внутричерепного давления имеет контроль объема жидкости. Медикаментозное лечение, уменьшающее продукцию жидкости и увеличивающий её отток. При неэффективности лечения целесообразно применение нейрохирургических методов лечения (вентрикуло-перитонеальное или вентрикуло-перикардиальное шунтирвание).

Синдром двигательных расстройств
Лечение двигательных расстройств проводится в соответствии с характером двигательных нарушений. Медикаментозное лечение сочетается с физическими методами воздействия (лечебная физкультура, массаж, физиотерапия и пр.). Лекарства снижают мышечный тонус, повышают проводимость нервного волокна, устраняют отёчность нервной ткани.
Лечение проводится также в качестве профилактики возникновения осложнений.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному состоянию и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения.
В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано. Широко распространено назначение ноотропных препаратов с тормозным действием. Достаточно эффективно применяется фитотерапия (седативные чаи, сборы и отвары), физиотерапия. Проводятся занятия с психологом.

При наличии задержки речевого, психического или моторного развития базовыми препаратами отечественной медицины в лечении этих состояний являются ноотропные средства (ноотропил, аминалон, энцефабол и другие). Наряду с ноотропами применяются всевозможные занятия, направленные на развитие нарушенной функции (занятия с логопедом, психологом и пр.).

Эпилепсия
Эпилепсия нередко является одним из последствий перинатальных поражений головного мозга. Для лечения эпилепсии применяются противосудорожные препараты (антиконвульсанты), назначение и контроль за приемом которых осуществляется лечащим врачом. Резкая отмена препаратов, замена одного препарата другим или любые самовольные изменения схемы приема противосудорожных средств часто сами провоцируют развитие эпилептических приступов. Поскольку антиконвульсанты - препараты не безвредные, то принимать их следует строго по показаниям (точно установленный диагноз эпилепсии, эпилептического синдрома).

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью СНВГ
Развитие синдрома нарушения внимания с гиперактивностью связано с незрелостью и снижением активности тормозных механизмов головного мозга. В лечении этих болезней используются различные элементы педагогической коррекции, занятия с психологом и логопедом, упражнения на концентрацию внимания, а также седативные средства, ноотропы.

 
Denevkatri 10:17 02.11.2013 новый комментарий
!
admin 2:16 28.10.2013 новый комментарий
Здравствуйте. Давать заочные рекомендации по лечению на основании лишь изложенных вами жалоб и результатов обследований не профессионально. Нужен осмотр пациента.
katia 6:46 04.12.2013 новый комментарий
Здравствуйте!Моему сыну 5 лет,он постоянно ходит на мысочках.Роды были сложные-у ребенка гипоксия.Мы из Коломны,как попасть к вам на прием?
admin 11:35 09.12.2013 новый комментарий
Здравтсвуйте. Вам нужно записаться на прием по телефонам, указанным выше.

Для того чтобы оставить отзывы или задать вопрос, вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо АВТОРИЗОВАТЬСЯ.

Может быть интересно:
Пропустить через 10 секунд

Преимущество www.medrzn.ru в том, что о заболеваниях, о том, как их избежать или лечить, рассказывают лучшие врачи, попасть на приём к которым есть возможность далеко не у каждого.

Кроме того, вы можете задавать вопросы специалистам и получать на них ответы.

Достоверная и своевременно полученная медицинская информация помогает сохранить здоровье и даже жизнь.