Имеются противопоказания проконсультируйтесь со специалистом

Гиперактивный ребёнок (СНВГ)

Размер текста:

Ребёнок постоянно находится в движении, не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, ему трудно усидеть на занятиях. Что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология?
Не следует каждого ребёнка, энергия которого бьёт через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются, «разгуливается» — это нормально.

Тест на гиперактивность

Активный ребёнок
- Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать, может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, он спокойный в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребёнок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни.

Синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ)

Данное заболевание обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СНВГ встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Проявления гиперактивности у ребенка

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни реб`нка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).


Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается первый, трёхлетний кризис. Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому, когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.


Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.


Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Гиперактивный ребенок

Причины гиперактивности ребёнка

На сегодняшний день существует достаточно много мнений по причинам возникновения гиперактивности у детей. Но самыми распространенными являются:
- Генетические (наследственная предрасположенность). Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловлено мутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. В семьях детей с СНВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СНВГ составляет примерно 30%.

- Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы). Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов. К числу прогностически неблагоприятных для развития СНВГ факторов беременности: внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угрозы прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности. Неблагоприятными факторами течения родов считаются: недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г.), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Также факторами риска являются наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

- Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания). Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома. Травмы шейного отдела позвоночника у ребенка, вопреки бытующему мнению, не являются причиной данного заболевания. Всегда следует иметь в виду, что несколько неблагополучных обстоятельств, влияя друг на друга, с большей вероятностью могут спровоцировать проявление СНВГ у малыша.
Но основным фактором риска является предрасположенность ребёнка к данному заболеванию: если её нет, то СНВГ не может проявиться.

Диагностика СНВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к неврологу для проведения обследования ребёнка, ведь иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжёлые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа. Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый этап — субъективный. Включает субъективную оценку поведения ребёнка. Врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап — объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребёнком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование — с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребёнка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:
1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;
2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек — они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространённый вариант).
Кроме того, выделяют простую и осложнённую формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна. Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например, после перенесенного гриппа.

Особенности лечения гиперактивности у детей

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребёнок должен наблюдаться у невропатолога, психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребёнка в процессе лечения. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу.

Что делать родителям гиперактивных детей

Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СНВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания ещё раз.


Родители должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.


Для коррекции поведения можно использовать так называемое оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также правила поведения в группе детского сада и дома, просить ребенка проговаривать эти правила.


Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Если ребёнок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чём разница между понятиями «ругать» и «критиковать»? Необходимо давать положительную оценку личности ребёнка и отрицательную — его поступкам. Как это выглядит на практике: «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так…» Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребёнка с другими детьми: «Вася хороший, а ты плохой».


Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр — желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.


Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 минут) и пр.


Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.


В США и европейских странах наиболее широко в лечении синдром нарушения внимания с гиперактивностью используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов. Наиболее частыми из них являются бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.

В России для лечения СНВГ традиционно применяют ноотропные средства — лекарства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность. Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению невролога.


Также применяется воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга - используется транскраниальная микрополяризация, она позволяет уменьшить степень гиперактивности. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СНВГ. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.


Существует еще один способ лечения СНВГ — метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно «обучить» правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется потенциал, генерируемый нервными клетками мозга, и клетки же отображаются на экране компьютера. В игровой форме «усилием воли» ребёнку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется. Радует то, что часть гиперактивных детей «перерастают» своё заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СНВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься лечением этой патологии).



 
Olechka 8:09 21.06.2013 новый комментарий
Здравствуйте!
Дочке в июле исполнится 7 лет. В сентябре нам идти в школу. У нас имеются симптомы СДВГ и есть общие нарушения развития речи. Хотелось бы перед школой получить консультацию грамотного специалиста. Как можно попасть к вам на прием? Или, возможно, вы посоветуете какого-либо врача.
Здравствуйте. Вам нужно позвонить по телефонам: 76-54-77, 76-47-30 для того, чтобы было назначено время консультации.
nadya113 12:24 24.04.2014 новый комментарий
Здравствуйте Галина Петровна. Меня зовут Надежда и у меня такая проблема, у моей годовалой дочери небольшое искривление лица, а точнее половина лица выходит немного вперёд. Это не особо заметно но если смотреть в зеркало на её лицо то видно и очень сильно. Если посмотреть на лоб сверху вниз то с правой стороны как бы шишечка на лбу (именно правая сторона лица и выходит вперёд). Также не полностью зарос родничок, мы были у врача и нам выписали кальций Д 3 никомед и назначили УЗИ посмотреть нет ли жидкости в головке. Хотелось бы посоветоваться с вами почему такое искажение лица, можно ли это исправить (мне наш врач сказал что это не исправить) но мне как то неверится, может есть какое то лечение. Я могла бы приехать с ребёнком к вам на осмотр если это необходимо. Пожалуйста дайте совет что мне делать. За ранее большое Вам спасибо.
admin 7:21 30.04.2014 новый комментарий
Здравствуйте, чтобы записаться на консультацию, позвоните: тел.: 76-54-77, 76-47-30.
Federiko84 3:10 07.10.2014 новый комментарий
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, моему ребенку 3,5 месяца. Сделали УЗИ головного мозга (нейросонографию). УЗИ показало, что расширена межполушарная щель - 5,8 мм. И при раздевании тело становится мраморным. Спит и ест по режиму. Ничего не беспокоит. Жалоб нет. Гулит, улыбается, узнает родных. Не переворачивается еще и плохо держит голову. Начали делать массаж. Руки и ноги в тонусе (назначен расслабляющий массаж). Воротниковая часть - укрепляющий массаж. Необходимо ли нам какое-нибудь лечение?
admin 2:28 12.10.2014 новый комментарий
Здравствуйте. Вам необходима консультация детского невролога.

Для того чтобы оставить отзывы или задать вопрос, вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо АВТОРИЗОВАТЬСЯ.

АВТОР

Детский невролог (Рязань)

Заведующая областным детским неврологическим 
отделением больницы им. Н.А. Семашко,
врач высшей категории
Тел.: 76-54-77, 76-47-30

Рожнова Галина  Петровна
Имеются противопоказания проконсультируйтесь со специалистом
Может быть интересно:
Врачи на сайте

 

Преимущество www.medrzn.ru в том, что о заболеваниях, о том, как их избежать или лечить, рассказывают лучшие врачи, попасть на приём к которым есть возможность далеко не у каждого.

Кроме того, вы можете задавать вопросы специалистам и получать на них ответы.

Достоверная и своевременно полученная медицинская информация помогает сохранить здоровье и даже жизнь.