Имеются противопоказания проконсультируйтесь со специалистом

Задержка развития у детей

Размер текста:

Иногда речевое и психическое развитие ребёнка отстаёт от нормы. Такой ребёнок начинает позже говорить, имеет проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, часто имеет нарушения мыслительной деятельности, внимания и памяти. Если вовремя не обратить внимание на тревожные симптомы и не корректировать развитие ребёнка, задержка речевого и психического развития перейдёт в стойкие патологические формы, которые с возрастом почти не поддаются коррекции.
Диагноз задержки развития ставит невролог, назначает лечение, в том числе медикаментозное.  Коррекция состояния проводится совместно с психологами, в тяжёлых случаях — с психиатрами.

Задержка речевого развития

Способность к воспроизведению и пониманию речи закладывается у малыша ещё при внутриутробном развитии. Плод может различать голоса, тон и тембр голоса, реагировать на знакомые голоса движениями. При рождении ребёнок сразу же включается в звуковую среду и со временем начинает реагировать на звуки, узнавать голоса, позже — пытаться повторить отдельные звуки, потом слова... Большое значение в формировании способности понимать речь и говорить имеет пассивное слушание речи, тактильный контакт с родными людьми, эмоциональное реагирование окружающих и малыша на речь с рождения.
Речевая функция, которая не была восстановлена и скорректирована у ребёнка до 5 лет, позднее почти не поддаётся восстановлению.
Дети с задержкой речевого развития могут усваивать другие навыки, но немного позднее, чем дети без задержки речевого развития.

Задержка речевого развития

Причины формирования задержки речевого развития
1) Ребёнок с младенчества не получал необходимое речевое и эмоциональное общение с близкими людьми. Если с малышом не разговаривали, не обращались к нему, побуждая на произнесение звуков и эмоциональный контакт, то у малыша, функция речи остаётся невостребованной, неразвитой. Очень часто у детей, которые оказались, изолированы от общения, развивается комплексное психо-эмоциональное нарушение, влияющее на речь тоже - госпитализм. Ребёнок не стремится к общению, произнесению звуков, безучастен, неэмоционален.
2) Ослабленное здоровье. Частые болезни и слабость малыша, нервозность обстановки существенно влияют на торможение речевого развития ребёнка.
3) Врождённое ослабленное созревание нервных клеток, которые отвечают за речь.
4) Гипоксия, родовые травмы.

К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые, прежде всего, должны насторожить взрослых.
У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не только надеялись на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребёнком.

Дети, у которых наблюдается отставание в речевом развитии, нуждаются в особом уходе и коррекционной работе с ними педагогов, психологов и логопедов. Ребёнка нужно максимально включать в речевую среду, добиваться, чтобы он повторял слова и звуки. С малышом нужно разговаривать даже при выполнении простых домашних дел, называть предметы на улице и дома, просить, чтобы он повторял слова и позже — фразы.
Корректировать речь малыша нужно мягко, но настойчиво, добиваясь правильного произношения и не потакая специальному коверканию слов. Обычно дети, с которыми проводится коррекционная работа, в речевом развитии вскоре догоняют своих сверстников.
Занятия с малышом должны проводиться в доброжелательной и яркой эмоциональной обстановке.
При отсутствии коррекционной работы задержка речевого развития отразится на интеллектуальном и психическом здоровье малыша.

Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития - временное отставание психомоторных функций малыша, которое выражается в проблемах общения, отставание мыслительных процессов, внимания и памяти. Дети с задержкой психического развития неусидчивы и невнимательны на занятиях, не могут продолжительное время концентрироваться на одном виде деятельности, плохо запоминают. Чаще проблемы психического развития малыша выявляются уже в школе, родители склонны не замечать таких проявлений в раннем возрасте малыша, приписывая их детскому возрасту и вредности характера ребёнка.
У детей с задержкой психического развития чаще наблюдается и задержка речевого развития. ЗПР проявляется отставанием моторной сферы психической деятельности, познавательной, эмоционально-волевой.
Диагностика задержки психического развития может выявить проблемы уже на первых месяцах жизни ребёнка — такие дети бедны эмоционально, почти не реагируют на изменение в окружении, не пытаются общаться со взрослым и произносить звуки и слова. Такие малыши позже начинают сидеть и переворачиваться, чаще лежат с безучастным видом, не пытаются встать или ползти, позже начинают брать игрушки в руки.

Дети с задержкой психического развития

Причины задержки психического развития
1) Бедность эмоциональной среды с рождения ребёнка. Такие нарушения возникают, когда с ребёнком не общаются, не разговаривают, не откликаются на его плач, не стимулируют общение. Малышу очень важны тактильные контакты, эмоциональное и речевое общение с самого рождения.
2) Особый врождённый склад нервной системы малыша, пострадавшей от внутриутробных патологий или гипоксии.
3) Частые заболевания малыша, которые сильно ослабляют его организм.
4) Травмы, полученные в процессе родов или после родов.
5) Нарушения слуха, зрения малыша.
Задержка психического развития малыша — это не отставание в умственном развитии. Психическое развитие ребёнка хорошо поддаётся коррекции в случае вовремя начатых занятий. Интеллект ребёнка может пострадать, если эти отставания не корректировать.
Для коррекции психического развития важно установить тесный эмоциональный контакт с ребёнком. Начинать надо с самых простых упражнений, с механического повторения простых действий, называния предметов и составления простейших фраз. Ребёнка нужно приучать внимательно выполнять задания, исправлять ошибки, запоминать стихи. Хорошо, если для коррекции психического развития ребёнка будут привлечены такие специалисты, как психолог, психотерапевт, логопед, коррекционный педагог.
В детских садах есть специальные группы для детей с задержкой психического и речевого развития. Детей в таких группах мало, все они находятся под наблюдением психологов и логопедов, с ними проводятся специальные занятия по коррекционной программе.
Семья в этом процессе имеет огромное значение: ребёнку очень нужен контакт с близкими людьми, эмоциональное взаимодействие, похвала и любовь близких. Нужно помнить, что задержка речевого и психического развития ребёнка может принять патологическое отставание в интеллектуальной сфере, если вовремя не принять меры по их коррекции.



 
lena3993 4:37 06.11.2013 новый комментарий
Здравствуйте, Галина Петровна! Моей дочке 2 года 1 месяц, она почти не говорит, скажите что нужно делать для развития речи, каким специалистам ее показать?
admin 1:05 08.11.2013 новый комментарий
Здравтсвуйте, позвоните врачу - телефон указан выше.
Stolkat27 9:00 23.07.2014 новый комментарий
Здравствуйте ,подскажите моему ребенку 1,4 г но он практически ничего не говорит и не показывает ни носик ни глазик ничего в этом духе , если начинаешь заниматься с ним то сразу капризничает и отворачивается , но понимает как строить башни пирамиды , куда что положить , и тд наверно стоит обратиться к врачу?
admin 12:41 23.07.2014 новый комментарий
Здравствуйте. Срочно проконсультируйтесь у детского невролога и детского психиатра.
Tatysja 10:40 25.11.2015 новый комментарий
Галина Николаевна,здравствуйте!У моей дочери сложная степень эпилепсии(симптоматическая фокальная эпилепсия,пороки развития головного мозга) и сильное отставание в развитие(даже перестали держать голову) дочке годик,приступы так и не удалось победить до конца..Скажите можно ли в таком состоянии делать массаж?лфк?чтобы хоть как-то реабилитировать ребенка....болеем с 3 месяцев мышечный тонус совсем снизился..до 4 месяцех развивалась как и положено без отставаний..может можно с вами проконсультироваться,наблюдаться?ра
admin 5:41 30.11.2015 новый комментарий
Здравствуйте. Будет проще и эффективнее, если вы позвоните Галине Николаевне по поводу консультации по тел.: 76-54-77, 76-47-30.

Для того чтобы оставить отзывы или задать вопрос, вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо АВТОРИЗОВАТЬСЯ.

АВТОР

Детский невролог (Рязань)

Заведующая областным детским неврологическим 
отделением больницы им. Н.А. Семашко,
врач высшей категории
Тел.: 76-54-77, 76-47-30

Рожнова Галина  Петровна
Имеются противопоказания проконсультируйтесь со специалистом
Может быть интересно:
Врачи на сайте

 

Преимущество www.medrzn.ru в том, что о заболеваниях, о том, как их избежать или лечить, рассказывают лучшие врачи, попасть на приём к которым есть возможность далеко не у каждого.

Кроме того, вы можете задавать вопросы специалистам и получать на них ответы.

Достоверная и своевременно полученная медицинская информация помогает сохранить здоровье и даже жизнь.